Свеча зажигания: общая информация, оценка состояния и работоспособности свечи

Автомобильные свечи зажигания предназначены для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. В определенный момент (называемый моментом зажигания) на свече возникает электрическая искра. Отсутствие искры выводит тот или иной цилиндр из числа работающих, в результате чего двигатель теряет мощность, плохо набирает обороты, а нередко и "стреляет" из глушителя. Кроме того, отказ свечи, безобидный на первый взгляд, может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (катушки, например) или дорогого каталитического нейтрализатора отработавших газов, если он установлен на Вашей машине. Неисправную свечу надо срочно "вычислить" и заменить.    В первую очередь надо проверить, "родные" ли у Вас свечи. Они могут быть любой фирмы/названия, самое главное, чтобы все параметры совпадали. Внимание при выборе свечи надо обращать не только на "внешние" параметры, такие как: длинна и шаг резьбы, длина резьбовой части, но и "внутренние", от них многое зависит. Особое внимание надо уделить тепловым характеристикам свечи, т.н. калильному числу (длине нижней части изолятора). Чем короче выступающая часть изолятора, тем лучше отвод тепла на корпус и тем "холоднее" свечи, и, наоборот, чем длиннее нижняя часть изолятора, тем свеча "горячее", так как тепло у таких свечей отводится по более длинному пути.

Последовательность определения неработающей свечи

  Прежде всего необходимо выяснить: в одном или нескольких цилиндрах возникают перебои зажигания. Для этого следует пустить двигатель и на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода (ХХ) поочередно отсоединять высоковольтные провода от свечей зажигания. При отключении работающей свечи зажигания перебои в работе двигателя увеличатся, а при отключении неработающей свечи - двигатель, как и прежде, будет работать с перебоями. Определив, что не работает один цилиндр, можно предположить неисправность свечи или ее провода.    Чтобы найти неработающую свечу, необходимо отсоединить провод высокого напряжения (высоковольтный провод) от свечи зажигания и крышки распределителя (трамблера), заменив его запасным проводом, и определить качество искры между центральным электродом свечи и концом провода высокого напряжения. (ВНИМАНИЕ! Этот способ можно использовать _только_ с контактными системами зажигания! Бесконтактные системы боятся увеличения нагрузки!) Наличие 3-4мм бесперебойного искрового промежутка между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи свидетельствует о том, что данная свеча неисправна и, как правило, будет иметь меньший нагрев, чем остальные.    Если при проверке оказалось, что между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи искра отсутствует, следует присоединить провод к свече, а другой его конец приподнять на 2-3мм над соответствующим гнездом крышки распределителя. Наличие искры в этом зазоре свидетельствует о том, что неисправен высоковольтный провод свечи, а ее отсутствие указывает на неисправность карболитовой крышки распределителя (трамблера).

 Ремонтные работы

   Впрочем, сама свеча редко выходит из строя. Случается это, как правило, только по достижении ею "возраста" примерно в 30 тысяч километров пробега, что является обычным ресурсом свечи. Поэтому если свеча еще не отходила "свое", а в работе уже начались перебои, то в первую очередь следует проверить зазор между электродами свечи. Проверять зазор необходимо _только_ круглым щупом. При большом зазоре затрудняется образование искры, а при малом на электродах свечи образуется нагар. Регулируют зазор между электродами свечи подгибанием или отгибанием бокового электрода. Величина зазора для каждого двигателя разная, но в основном составляет от ~0.6мм до ~1.5мм. Точные данные указаны в паспорте на автомобиль. Однако правильной работе свечи (образованию искры) может препятствовать также нагар на электродах, кстати, отлично "диагностирующий" состояние двигателя. Давайте разберемся, на что же указывает нам этот самый нагар:

1. Светло-коричневый нагар - правильно подобранная по характеристикам,    хорошо работающая свеча. Указывает на нормально настроенный карбюратор    и зажигание.

2. Черный маслянистый, похожий на деготь нагар - признак "холодной свечи".    Либо свеча не подходит к двигателю, либо искра на ней появляется    нерегулярно, либо компрессия в цилиндре почти отсутствует (неисправен    газораспределительный механизм: трещина клапана, загнутый клапан, поломка    толкателя (у автомобилей ГАЗ) и т.п.). В этом случае цилиндр не выдает    положенной мощности, двигатель "троит", а в неисправном цилиндре усиленно    изнашивается зеркало - не сгоревший бензин разжижает смазку.

3. Бархатистый нагар черного цвета говорит о переобогащенной смеси. СО в этом    случае может зашкаливать за 10%. Этот нагар находится в динамическом    равновесии, т.е. после регулировки системы зажигания и питания он исчезает    самостоятельно (очищать от него детали не требуется). Иногда, чтобы быстрее    выжечь нагар, "прохватывают" по шоссе, выкручивая мотор до 4000 об и выше.    Однако если причина повышенного нагарообразования не устранена, это    бесполезно: уже на следующий день нагара в цилиндрах будет ровно столько же.

4. Если нагар на свече светлый, а возле центрального электрода видны мельчайшие    капельки металла, - свеча перегревается при работе ("горячая свеча"). Или    эта свеча не подходит к двигателю, или зажигание слишком позднее, или у    двигателя проблемы с охлаждением. Возможное развитие событий: прогорают    поршни, трескаются клапаны, от изолятора свечи откалывается кусочек и    попадает между поршнем и цилиндром... Как правило, что-либо одно    гарантировано. Но это, как правило, все же следствие "неродной" свечи.

5. Нагар похожий на известняк - это несгорающие присадки к маслу. Такие же    отложения скапливаются на клапанах и на днищах поршней. Они ухудшают    теплоотвод, а обильные отложения на тарелке и стержне клапана (у тех, кто    ездит, не обращая внимание на повышенный расход масла) могут существенно    ухудшить наполнение цилиндров. Проблема заключается в том, что такой нагар    не выжигается, его можно удалить только механически, например пескоструйкой.

6. Белый нагар говорит о том, что зажигание стоит немного раньше чем нужно.

7. Красный нагар говорит о превышении допустимых норм концентрации    металосодержащих присадок в бензине.

   Известно, что качественно очистить нагар (особенно в дороге, в спешке) да и вообще реанимировать "забросанную" свечу достаточно трудно. Поэтому лучше всегда иметь одну-две запасные свечи, специально предназначенные для данного двигателя. Хотя можно попробовать очистить свечу от нагара, не вывертывая ее из цилиндра двигателя. (ВНИМАНИЕ! Этот способ подходит _только_ для контактных систем зажигания!) Для этого между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи необходимо установить разрыв в 4-5мм. Этот дополнительный искровой промежуток значительно увеличивает напряжение на свече, что приводит к пробою искрового промежутка между электродами свечи. Свеча начинает работать нормально, так как повышение температуры изолятора вызывает сгорание нагара, который прежде шунтировал искровой промежуток, то есть разряд происходил по поверхности нагара, а не между электродами свечи. Длительная работа свечи с дополнительным промежутком не желательна, так как повышение напряжения может привести к порче вторичной обмотки катушки зажигания. Если таким образом восстановить работу свечи не удалось, ее следует заменить.    Перед установкой исправной свечи необходимо проверить уровень масла в картере двигателя. Если уровень слишком большой, то в камеру сгорания будет попадать излишнее количество масла, которое и забрызгивает свечи. В таком случае свеча имеет налет N2 (см. выше) Попадание масла в камеру сгорания, о чем свидетельствует синий дым выхлопа, может быть в результате износа и поломки поршневых колец, повышенного износа стержня клапанов и направляющих втулок, повреждение маслоотражательных колпачков.    Если при проверке окажется, что свеча была покрыта топливом (обычно это происходит при работе двигателя на переобогащенной смеси), то следует отрегулировать карбюратор на нормальную подачу горючей смеси. О том, как правильно отрегулировать карбюратор, написано в документации на Ваш автомобиль или в специальных изданиях, посвященных ремонту и настройке автомобиля.